Понедельник, 07.10.2024, 05:15:27
Приветствую Вас Чужой | RSS

R.-P.:жизнь и творчество

Меню сайта

Категории раздела

Собственное творчество [5]
В этой категории вы найдёте мои собственные письменные творения
Ваше творчество [0]
Здесь вы можете выкладывать свои собственные наработки, которые могут уложиться в рамки букв и знаков препинания. Ваши стихи и проза должны располагаться здесь!!!
Творчество великих [2]
здесь мы предлагаем вашему вниманию всё о великих людях, а также их творениях.

Мои странички

Активисты

Бизнес

Информеры - курсы валют

Погода

Всё обо всём

Главная » Статьи » Собственное творчество

«БАРДОВСКАЯ ПЕСНЯ: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ» Квалификационная работа ч.5
II.2 Анализ педагогического опыта в изучении бардовской песни в школе

В последние годы на уроках литературы в выпускном классе средней школы стала изучаться авторская песня. Отрадно, что это явление, десятилетиями замалчивавшееся как печатью, так и школой, наконец восстановлено в правах. Творчество поющих поэтов не является чем-то факультативным для русской поэзии второй половины ХХ столетия. Нужно помнить, во-первых, что самые яркие из них сегодня уже общепризнаны как классики. Во-вторых, поэзия бардов была, в отличие от творчества любого печатавшегося поэта, неподцензурной и потому совершенно свободной – то есть, она полнее и точнее выражала как внутренний мир самих авторов, так и общественное сознание своего времени. В-третьих, она представляет немалый интерес с точки зрения межпредметных связей: в ней даётся богатейший срез социальных, бытовых реалий эпохи, интересных не только словеснику, но и историку; кроме того, здесь поэзия соприкасается с музыкальным и театральным искусством. Одним словом, авторская песня на уроке выигрышна во многих отношениях, и нужно этим пользоваться.
Специалисты уже успели оценить значимость и необходимость преподавания авторской песни. Изданы сборники, обращённые именно к школе; появились методические статьи. Но преподавание авторской песни осложняется, увы, общей для всех разделов программы проблемой: нехваткой учебного времени. В большинстве случаев учитель может позволить себе посвятить авторской песне (если, конечно, не учитывать возможности факультатива) два учебных часа. Как рациональнее ими распорядиться?
С.Е. Дубов в своей работе «Мотивация изучения в пятых, восьмых и одиннадцатых классах авторской песни и, в частности, песен В. Высоцкого» так определил направление изучения творчества бардов на уроках литературы в средних классах: 
Первый вопрос – выбор материала. Конечно, можно было бы прочитать обзорную лекцию, представив каждого из крупных бардов. Но если учесть, что на протяжении восьмидесяти минут учебного времени можно прослушать и проанализировать, прокомментировать лишь четыре песни то каждый из крупных бардов предстанет на таком уроке в лучшем случае с одной песней, и школьники могут просто не уловить своеобразие каждого из них. Всё же лучше провести монографический урок по творчеству одного барда, а в начале урока уделить немного времени общей характеристике авторской песни, обратив внимание на исторические предпосылки её появления («оттепель», развенчание культа личности, оживление общественной и культурной жизни с середины 50-х годов) и на эстетическое своеобразие явления (первостепенная роль поэтического слова, в отличие от эстрадной песни, но при этом и значение мелодии, интонации, голоса автора-исполнителя). Естественно, что урок по авторской песне в любом случае должен сопровождаться прослушиванием авторских аудиозаписей.
Рациональнее всего посвятить такой урок, по-видимому, творчеству Высоцкого: он и крупнейший автор, и наиболее разнообразный, и наиболее часто издаваемый, а потому и наиболее доступный в этом смысле для школьников. Книги его (в отличие от книг, скажем, Галича) постоянно бывают в продаже. Но здесь возникает другая проблема – проблема отбора материала для урока. Ведь из обширного песенного наследия Высоцкого нужно «выбрать произведения, позволяющие взглянуть на мир поэта с разных сторон». Выбрать между тем нужно всего четыре песни. Сразу скажем, что здесь возможны разные варианты, но мы советуем учителю сначала сформулировать для себя общий принцип, некую схему с четырьмя «ячейками», заполнять которые можно будет исходя из вкусов и возможностей самого учителя и из уровня класса.
Высоцкий, как известно, начал свой творческий путь с иронико-пародийных песен на уголовные и уличные темы: в начале 60-х он создал около полусотни произведений такого рода. Казалось бы, логично начать урок с одной из них, тем более что и для последующего творчества поэта эта тематика важна. И всё же для первого знакомства с поэтом мы не стали бы обращаться к этому пласту его творчества. Лучше начать с «серьёзного», зрелого Высоцкого и таковым ограничиться – всё равно у нас слишком мало времени для полноценного разговора об эволюции поэта, а комкать такую большую и сложную тему не хочется. Для того же, чтобы оценить комизм этих песен, нужна предварительная подготовка, нужно, чтобы ученики хотя бы немного знали нетрадиционный фольклор двадцатого века, послуживший для молодого поэта отправной точкой в работе с этим жизненным материалом. Пока для старшеклассников будет достаточно и того, что они почувствуют в наследии художника широту творческого охвата действительности.
Первая песня, на его взгляд, должна быть связана с войной - и потому, что военная тема Высоцким была разработана особенно подробно и многогранно, и потому, что она позволит сразу, уже в начале урока, включить биографический материал (военное детство, послевоенная юность будущего поэта, его позднейшие признания в том, что он, не успевший на войну, в своих песнях как бы «довоёвывает»). Здесь же следует сказать о своеобразии поэтической манеры Высоцкого, предпочитавшего работать в форме ролевой лирики. Сам поэт объяснял это своей актёрской профессией (не забудем упомянуть на уроке о его работе в театре и кино), но ясно, что это объяснение недостаточно: у Высоцкого был особый склад таланта, позволявший не только «извне», по-актёрски, изображать своего героя (Театр на Таганке, где он работал, был театром изображения, а не театром переживания), но и вживаться, проникаться чужими судьбами – вплоть до того, что при жизни поэта постоянно идентифицировали с его героями, независимо от их профессии, возраста и т. д. Здесь он был уже не только и не столько актёром брехтовской школы, но поэтом-протеем с необыкновенно широким диапазоном поэтического отклика на окружавшее его бытие.
Так вот, военную тему можно представить песней «Мы вращаем Землю» или «Песней о погибшем лётчике». В первом случае обратим внимание учеников на гиперболизацию образов, поднимающую лирический сюжет до былинного уровня, на непредвзятое, без оглядки на официальное искусство, изображение войны («мимоходом по мёртвым скорбя» и т. п.), на ролевое «мы», придающее песне не узколичное, а общенациональное звучание. Во второй же песне акцент ставится как раз на личность, на обострённую совестливость, заставляющее вспомнить знаменитое стихотворение Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…», и отсюда можно выйти всё к тому же ощущению общенациональной трагедии.
Второе место может занять одна из ролевых песен поэта, тематически связанная с той или иной профессией. Это может быть «Дорожная история», «Тюменская нефть», одна из песен к фильму «Вертикаль»… Выбор здесь широк. Разумеется, анализ не должен ограничиваться поверхностным комментарием реалий профессии, хотя это само по себе любопытно с точки зрения поэтической внимательности автора. Но главный интерес этих песен заключён в их общечеловеческой проблематике, в универсальности ситуаций. Как и в военных песнях Высоцкого, герои его «профессиональных» песен оказываются в ситуации решающего жизненного выбора, «в момент риска, на краю пропасти», по выражению самого поэта. Здесь, кстати, возникает удачная возможность связать первый и второй номера песенной программы урока.
На третье место мы поставили бы одну из комедийных, жанровых песен поэта, занимающих солидную часть его наследия. Здесь уместно сказать школьникам о форме сказа в литературе, о традиции прозы Зощенко. Можно посоветовать включить в урок, скажем, песню «Поездка в город», дающую богатые возможности реального комментария. Наглядность и живость её сюжета могут рассказать школьникам о советской действительности не меньше, чем целые главы учебника истории. Если же использовать знаменитый «Диалог у телевизора», то в нём можно акцентировать форму равноправного поэтического диалога, искусство интонации, «режиссёрское» мастерство поэта, словно ставящего для нас маленький спектакль в лицах. Кстати, и здесь можно отметить не только сатирическое, но и «серьёзное» общечеловеческое содержание, ибо песня это, помимо прочего, ещё и о любви, заглушённой духовной скудостью и убогим времяпрепровождением («Ну что «отстань», опять «отстань», - / Обидно, Вань!»).
Наконец, четвёртая песня урока должна, по мнению Дубова, раскрывать тему трагической судьбы поэта, шире – неординарной личности, не вписывающейся «в привычные рамки». Здесь – эмоциональная кульминация урока, поэтому в выборе произведения требуется особая тщательность. Мы бы предложили остановиться на «Охоте на волков», позволяющей и развить на уроке линию ролевой лирики, и ещё раз подчеркнуть универсальное звучание поэзии Высоцкого, и обратиться к контексту русской поэзии, и до Высоцкого обращавшейся к «волчьей» теме как теме иносказательной («Мир таинственный, мир мой древний…» С. Есенина, «Нобелевская премия» Б. Пастернака). «Охота…» даёт и хорошую возможность исторического комментария (ужесточение внутренней и внешней политики властей в 1968 году, преследование инакомыслящих, травля в печати самого Высоцкого и т. д.). Другой вариант завершения урока – «Кони привередливые», позволяющие говорить не только о трагической судьбе автора, но и о фольклорной традиции (мотив коней, переправляющих героя в иной мир), вообще характерной для поэзии Высоцкого. Если в начале урока речь шла о песне «Мы вращаем Землю», то школьники наглядно убедятся, что фольклорные мотивы для Высоцкого не случайны.
Конечно, разнообразная поэзия Высоцкого допускает обращение и к другим его песням. Но, независимо от выбора учителем материала, мы бы посоветовали чередовать в рамках нашего сдвоенного урока песни, различные по динамике, по тону: это поможет ученику почувствовать широту поэтической палитры Высоцкого применительно не только к тематике, но и к эмоциональному наполнению и исполнительской манере автора. Исходя из вышеназванных песен, можно предложить такие варианты:
1) «Мы вращаем Землю»; «Дорожная история»; «Поездка в город»; «Кони привередливые»;
2) «Песня о погибшем лётчике»; «Тюменская нефть»; «Диалог у телевизора»; «Охота на волков».
Что касается методики подачи не знакомого школьникам материала, то это можно сделать следующим образом. Сначала учитель анализирует песню на основе выборочного цитирования её, а затем уже включает аудиозапись. В таком случае ученики подготовлены к прослушиванию, настроены на песню. Если же дать сначала прослушать песню, а затем её разбирать, то у них возникнет ощущение, что они прослушали её невнимательно, не уловили что-то важное. Обязательно возникнет желание послушать ещё раз, но времени на это не будет. Поэтому слушать песню надо «набело». Читать же текст песни вслух полностью до прослушивания мы не советуем: учителю не нужно подменять автора, чтобы оставить ученикам возможность открытия, чтобы какие-то - услышанные, возможно, впервые в жизни – строки пришли к молодому человеку из уст самого поэта. В любом случае эмоциональное воздействие от этого будет сильнее, каким бы хорошим чтецом учитель ни был. В оптимальности такого метода на уроке-лекции мы убеждались не раз. Другое дело – урок-беседа, где материал может быть использован, по-видимому, иначе; там, наверное, изначальное прослушивание песни более оправдано.
Очевидно, такая работа с материалом уместна и в том случае, если урок посвящён не Высоцкому, а другому барду – скажем, Галичу. Здесь тоже необходимо представить поэта как можно полнее. Первая в плане урока песня может отражать важнейшую для Галича лагерную тему. Здесь лучше всего подошли бы «Облака», тем более что это одна из первых песен поэта. Вновь, как в случае с Высоцким, обращаем внимание на ролевую манеру, характерную и для Галича (кстати, тоже актёра по образованию). Вторую песню можно посвятить теме Сталина и прослушать, например, песню «Ночной дозор», вызывающую очевидные ассоциации с классической поэзией («Ночной смотр» Жуковского, «Медный всадник» Пушкина и др.). На это нужно обращать внимание, так как великолепно знавший русскую поэзию Галич – вообще поэт очень «литературный», требующий от слушателя хорошей филологической подготовки. На третье место мы бы поставили одну из жанровых песен: «Городской романс» (как и «Поездка в город» Высоцкого, он интересен возможностями реального комментирования, ибо содержит много колоритных примет жизни и быта как партийных вельмож, так и простых людей) или «Красный треугольник», демонстрирующий, как искажены нравственные ценности в обществе, как подлинное чувство подменяется ложным.
Предлагаемый путь изучения авторской песни применим в первую очередь к классу, подготовленному, так скажем, средне. Большинство нынешних школьников имеют очень смутное представление об авторской песне – на них наш план и рассчитан. Но всё же предложим один вариант учителям, работающим в сильном классе, где ученики знакомы с авторской песней ещё до соответствующего урока и имеют неплохую теоретическую подготовку. В таком классе можно обойтись без монографического урока по творчеству одного конкретного барда, а построить урок проблемно – скажем, посвятить его жанру баллады в авторской песне. Почему именно баллады? Дело в том, что своеобразие авторской песни особенно ярко проявилось именно в этом жанре, позволившем охватить разнообразные пласты тогдашней реальности. Скажем, Высоцкий признавался, что старается писать свои песни «так, чтобы в них что-то происходило». Подчёркнутая сюжетность многих песен Высоцкого, Галича, Анчарова, Кима и других бардов отличала их от большого массива лирики 60-х – 70-х годов, в значительной степени рефлективно-элегической, и придавала им особую жизненную убедительность, достоверность и динамику.
Такой урок можно построить, например, на сопоставлении «Баллады о парашютах» Анчарова с позднейшими балладными вариациями Высоцкого на её темы - «Песней лётчика» (наделение простого воина библейскими чертами) и «Райскими яблоками» (путешествие в рай, и в итоге – отказ от него)[5]. Было бы любопытно сосредоточиться и на ироническом употреблении слова «баллада» в названиях песен Галича («Баллада о чистых руках», «Баллада о сознательности» и др.).
Наконец, можно предложить (тоже для подготовленного класса и даже, может быть, для факультатива) тип урока, который мы бы назвали комбинированным. На таком уроке авторская песня рассматривалась бы в сравнении с произведениями традиционной, «письменной» поэзии. Нам представляется, например, очень плодотворной идея урока с условным названием «Из тумана холодного прошлого…» по произведениям поэтов второй половины ХХ столетия: Твардовского («По праву памяти»), Галича («Облака») и Высоцкого («Банька по-белому»). Такая тема и такой отбор материала имеют несколько очевидных преимуществ. Во-первых, ученики наглядно убедятся, что авторская песня не является в русской поэзии чем-то обособленным, а, напротив, откликается на те же проблемы, которые волнуют поэтов, стихи свои не певших. Во-вторых, само сопоставление произведений поэтов разных поколений должно показать даже скептически настроенным старшеклассникам, что ведущие барды выдерживают соседство с таким безусловным классиком как Твардовский, а значит – их поэзия выдерживает самую строгую проверку «по гамбургскому счёту» (именно так назвал свою статью в сборнике «Авторская песня» Вл. И. Новиков – см. сноску 2). В-третьих, обращение к творчеству одновременно трёх поэтов подчеркнёт значимость темы сталинских репрессий и темы исторической памяти в литературном и общественном сознании 60-х годов, особенно – конца десятилетия, когда созданы независимо друг от друга «По праву памяти» и «Банька по-белому».
Разумеется, авторская песня открывает перед учителем и другие возможности изучения её на уроке. Нам думается, что со временем удельный вес этого материала в школьной программе будет увеличиваться.

II.3 Методические разработки занятий

Методические разработки уроков по теме: «Бардовская (авторская) песня»
Методические разработки по музыке для средней общеобразовательной школы могут быть использованы для проведения урока (8 класс) или факультативного занятия (7-8 классы), в общеобразовательной школе или учреждении дополнительного образования.
Данные разработки были использованы нами в средней школе №29 г. Орла

Тема: Бардовская (авторская) песня.

Цель: Поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни; приобщить их к бардовской песне.
Задачи: 
1. Заинтересовать детей музыкальным творчеством бардов.
2. Сформировать представление о бардах.
3. Побудить детей к выразительному и исполнению песен, путем 
осмысления музыкальной и литературной речи в песнях бардов.
Приобретаемые навыки детей: умение общаться со словарем (книжным и электронным), коммуникативные умения во время исполнения песен и отгадывания викторины, умение анализировать музыку и стихи бардов. 
Особенности роли учителя: Координатор, направление, поощрение, стимулирование.
Информационно-методическое обеспечение: презентационные материалы урока, аудиокассеты, методический материал, музыкальные энциклопедии (электронная и книги), фотографии бардов, фрагмент видео с В. Высоцким (мультимедийный диск «Владимир Высоцкий 60-е»), викторина «Угадай барда» (авторский диск Е. Гончаренко «Барды XX века»), песни бардов (диск «Лучшие барды XX века», «Караоке 2004 авторская песня»)  
Содержание: Знакомство с истоками творчества бардов, основоположниками бардовского движения XX века в нашей стране. 
Новые понятия: бард, авторская песня.
Виды и формы контроля: творческое исполнение песен под караоке, выполнение викторины 

План-конспект урока 1
Ход урока:
   
  Организационный момент. 
(Музыкальное приветствие учителя и учеников. (слова «Добрый день, ребята» пропевается импровизированной мелодией учителем, дети повторяют мелодию со словами «Добрый день, учитель»).
  Изучение нового материала. 
(Фрагмент песни Высоцкого В. В. «Я вам расскажу про то, что будет...») (3 мин.)
Учитель: -Ребята, какую музыку вы услышали? Кто он? Как называют таких исполнителей песен? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? 
- Этот и последующий урок мы посвятим с вами бардовской песне. Этот жанр имеет и другие названия – авторская, туристская, студенческая песня.
- Кто же такие барды? Откройте электронную музыкальную энциклопедию на компьютере или возьмите на своих столах музыкальные энциклопедии и найдите слово «Бард», прочтите определение. (ответы 2-х человек с пояснениями) (4 мин.)
(« Бард» (от англ. и ирланд. Bard – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни)
- Как вы думаете, кто были первые барды на Руси, и на каких инструментах они играли?
(Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – древние слагатели былин (баяны), певцы-художники. Автор стихов и музыки является непременным исполнителем.)
- Дальнейшее развитие авторской песни происходило следующее:
*городской романс
*кант (бытовая многоголосная песня)
*крестьянские песни
*творчество декабристов
*революционные молодёжные песни 20-х годов
*песни беспризорников
*студенческий фольклор
Вообще же, авторская песня появилась в IX нашей эры. Первым бардом был юноша из греческого Делоса. Его звали Апполон. Также хорошим бардом был его сын, Орфей.
Слово «бард» произошло из Англии от кельтских племён. Там так звали народных певцов.
Основоположником бардовской песни на Руси можно считать легендарного Бояна, песнотворца XI – начала XII веков.
- Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения Б. Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», А В.С. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару)
- Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
Почему песни бардов, несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны, как вы думаете?  
(В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня - искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях).
-Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
Остановимся подробнее на творчестве Булата Окуджавы. Как вы помните из моих слов, он явился основоположником бардовской песни в советские годы
Булат Шалович Окуджава… Его негромкий, проникновенный голос захватывал души. Окуджава один из немногих бардов, прошедших войну. Он улетел на фронт в 1942 году, тогда он учился в 9 классе. Он воевал миномётчиком, был ранен и переведён в связисты. После победы демобилизовался, окончил филфак Тбилисского университета, работал учителем русского языка, а потом редактором в издательстве «Молодая гвардия»
Слушание: Б. Окуджава «Надежды маленький оркестрик»
Учитель: Ребята о чём скрыто говорится в песне? Какие чувства она передаёт?
Разучивание песени. Б.Окуджава «До свидания, мальчики!», 
- К «легкой» или «серьезной» музыке вы отнесёте авторскую песню, почему?
- Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, что бы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Такой, по моему мнению, является музыка авторов исполнителей, бардов XX века. 
- Заинтересовались ли вы музыкой бардов? На следующем уроке мы более подробно поговорим о тематике этих песен и коснёмся имён авторов.
Приложение: Слова песен (авторские тексты песен предлагаемых на уроке в формате Microsoft Word)

  План-конспект урока 2
Ход урока:

Учитель: Здравствуйте, ребята. Авторская песня существует у нас почти полвека. Но традиционно она считалась несерьёзной музыкой. До этого такие песни назвались «самодеятельными»
Как ранее упоминалось, реальные очертания бардовская песня у нас приобрела в 50е годы прошлого столетия. Среди людей, стоявших у истоков современной бардовской песни. Мы узнаем имена Юрия Визбора и Булата Окуджавы.
Авторская песня – это серьёзные раздумья о жизни человека, может быть трагические, может быть острые. 
Незабвенна музыка Юрия Визбора. На его стихи написана известная «Александра» из кинофильма «Москва слезам не верит».
Одной из главных его песен является песня «Милая моя».
Слушание: Ю. Визбор «Милая моя»
Пение песни Визбора по заранее подготовленным распечатанным текстам
Учитель: 60-70е считаются «золотыми годами» авторской песни. Ярчайшим её представителем является Владимир Семёнович Высоцкий.
Он родился в Москве 25 января 1938 года. В начале Великой Отечественной Войны ис матерью эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 вернулись в Москву.
1 сентября 1945 года Володя пошёл в школу. В 1955 году окончил 10 классов, поступил в строительный университет им. Куйбышева, но уже через несколько месяцев ушёл оттуда и поступил в школу-студию МХАТа на актёрское отделение, которую окончил в 1960-м.
В сентябре 1964-го его творческая жизнь связана с театром драмы и комедии на Таганке.
В 1966 году свет увидела его первая пластинка.
В 1969 Владимир Семёнович пережил первую клиническую смерть. Но Высоцкий не опускает руки, а старается работать ещё больше. И вскоре его первые пластинки появляются в США.
В 1978 году он снялся в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя». Вскоре он переживает вторую клиническую смерть, а 25 июля 1980 года Высоцкий скончался. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Кто знает песни Высоцкого и какие?
Что ещё, кроме вышеперечисленного, вы знаете о Высоцком?
Слушание: В.С. Высоцкий «Парус»
Учитель: Ребята, а можете ли вы представить бардовскую песню под гитару в одном из современных стилей музыки? В каком именно стиле, как это должно выглядеть? Почему? Для чего это делается?
В настоящее время многие авторские песни перепеваются на современный лад. Вот пример.
Слушание: Григорий Лепс «Парус» (на песню Высоцкого»
Учитель: В чем отличие перепетой Лепсом песни? Имеет ли она право на жизнь? 
Самым, пожалуй, известным бардом наших дней является Олег Григорьевич Митяев.
Он родился в 1956 году в Челябинске.
В 1963 году поступил в школу, которую окончил в 1971. Затем закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик.
Затем года служил в армии и в 1977 учился в Челябинском институте физкультуры. Выпустился оттуда тренером по плаванию. 
Затем работал и дворником и заведующим клубом и преподавателем в институте, был монтажником и даже художником.
В 1985 году причислен в качестве артиста на работу в Челябинскую филармонию. С 1986 по 1991 учился в ныне Российской Академии театрального искусства (тогда ГИТИС)
Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи. Послушав его песни, Булат Окуджава сказал: «У Олега есть стремление, а когда работа не прекращается, то созревает открытие»
В последние годы Митяев гастролирует не только по России, но и даёт концерты в других странах, в частности в Америке. Работает он с аккомпаниатором и аранжировщиком, Леонидом Марголиным.
В своих песнях Митяев говорит обо всём: о жизни, о природе, о вечных чувствах. Не проходит стороной в его творчестве и тема войны.
Слушание: О. Митяев «В осеннем парке»
Учитель: в какие годы переносит нас песня? Как аранжировка передаёт характер музыки?
Несомненно, самой известной песней Олега Григорьевича является его «Как здорово»
Пение песни Митяева «Как здорово»
Задание на обобщающий урок: подготовить сообщение «Визбор – это молодая Москва конца 50-х годов»,
   
  Обобщающий урок по теме: «Авторская песня».

Цель: закрепить знания учащихся об особенностях жанра «авторская песня». 
Организация входа. В.С. Высотский «Песня о Земле». 
Учитель: Вечера авторской песни… 2 – 3 часа на сцене близко от нас стоит человек с гитарой и поет свои песни. Атмосфера дружеской расположенности и взаимного доверия. Называли по-разному: «гитарная», «молодежная», «городская», «поэтическая», «самодеятельная». 
Представители: Булат Окуджава, Михаил Анчаров, Юлий Ким (Михайлов), Юрий Визбор, Новелла Матвеева, Владимир Высоцкий, Александр Дольский. 
Они назывались в разные временя «бардами», «певцами-поэтами», «менестрелями», «ашугами», «самодеятельными исполнителями». Сами они называют себя авторами. Термин «авторская» закрепился в печати в 60-х годах. 
Сегодня это особое направление поэтического и музыкального искусства. 
Условия – надо быть личностью, не просто исполнителем, но человеком с глубоким и ясным мировоззрением, духовно богатым, интересным другим людям. Поэтический талант, умение слышать внутреннюю мелодику стиха, извлекать ее из глубин души и делать предметом искусства. 
Отличия от других музыкальных форм: это искусство синкретическое, нерасчлененное: автор пишет стихи, придумывает к ним музыку и сам исполняет свое произведение. 
Отличительные черты: нерасторжимое единство поэта, композитора, исполнителя. Доминирующее значение стихотворной основы, а не музыкальной; еподдельная искренность, доверительное отношение к слушателю. Рассчитана на конкретного человека, единомышленников. Исполнение от 1 лица (можно перевоплощаться). Учитывается тембр голоса. Это тембральное исполнение. Вертинский, Утесов, Шульженко, Бернес. 
С трудом поддаются нужной интерпретации. 
Авторские песни - долгожители. 
Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Олег Митяев.
Живая связь с традициями русского городского романса: камерность исполнения, гитарное сопровождение от 1 лица. Приметы, характерные для романса конца XIX начала XX в. Зарождалась как песня туристская, студенческая, молодежная. 
Учитель: Ребята, с некоторыми представителями авторской песни вы уже знакомы. Назовем их. 
Ученики: 1 бард России – булат Окуджава, затем В.С. Высотский. Можно назвать их песни. Окуджава – «Ах, Арбат», «До свидания, мальчики», «Надежды маленькой оркестрик», «Нам нужна одна победа», Олег Митяев-«Как здорово», В.С.Высотский «Песня о Земле» (на вход), «Звезды», «Письмо», «Як – истребитель». 
Учитель: давайте споем по желанию некоторые из них. 

Б. Окуджава  
«Надежды маленький оркестрик» 
 «До свидания, мальчики» - исполнение. 
Олег Митяев
«Как здорово»

Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас мы более подробно остановимся на творчестве. (портрет) Юрия Визбора. 
Сообщение (заранее подготовлено детьми): Юрий Визбор (1934 – 1984) – один из наиболее ярких представителей старшего поколения бардов, стоял у истоков авторской песни. Песни годились для любой аудитории, любой обстановки, любого времени года. 
Юлий Ким – «Визбор – это молодая Москва конца 50-х годов», открывшая для себя горы, дорогу, тайгу, романтических флибустьеров и реальных героев, подмосковную осень. 
По образованию педагог, по призванию… 
Проявил себя в журналистике, кинофотодокументалистике, альпинизме, актерской и тренерской работе. Много ездил по стране. Изобретение новой формы песни – песни-корреспонденции. Важнейшая тема – тема человеческого подвига. Героический труд нефтяников Каспия, рыбаков Заполярья, строителей КАМАза и водителей трассы. 
Идеал человека – сильный, действующий наперекор стихии и готовый к самопожертвованию. 
(чтение стих.) 
Вот это для мужчин – 
Рюкзак и лесоруб 
И нет таких причин 
Чтоб не вступать в игру. 
А есть такой закон: 
Движение вперед 
И кто с ним не знаком 
Навряд ли нас поймет. 

Учитель: Благодарим ребят за сообщение. Ю.Визбор обращался и к вечной теме – любви. 
Слушание: Песня из к/ф « Ты у меня одна» 
Учитель: Итак, ребята, назовем черты авторской песни на примере «Ты у меня одна». 
Ученики:  
приоритет слова(первое место «отводится» стихам, затем музыке) , 
«доверительный разговор», 
исполнение от первого лица, 
камерность исполнения. 
Пение: Ю Визбор «Милая моя» - вок. хор. работа. 
Учитель: Урок завершим одной из любимых ваших бардовских песен. 
Булат Окуджава «Пожелание друзьям» из к/ф «Ключ без права передачи» - исполнение. 
(Учитель благодарит ребят за творческую работу на уроке, оценивает их и обобщает тему урока). 

Музыка на выход: Б.Окуджава «Грузинская песня».


Заключение

Бардовская музыка является неотъемлемой частью музыкальной истории современности. Она воплощает в себе мысль, чувства, переживания. Музыка бардов на уроках в школе помогает детям раскрыть для себя более полную картину мира, затрагивает их мировоззрение, меняет отношение ко многим вещам.
Нельзя недооценивать творчество бардов. Перед нами стояла цель: определить значение бардовской музыки и методы её изучения в общеобразовательных школах.
Для достижения поставленной цели мы решили ряд задач.
В соответствии с задачами исследования мы проследили исторический путь развития бардовской песни от древней мифологии до нашей современности, выяснили, что авторская песня зародилась много столетий назад и тесно связана с историей развития современной цивилизации. Пришли к выводу, что многообразие исторических событий оказало на нее огромное воздействие. В результате эволюции авторская песня видоизменилась, приобрела современные формы.
Бардовская песня в России в период тоталитарного коммунистического режима явилось в 50-е годы ХХ века новой вехой в развитии культуры отечества (т. н. «авторская песня»), помогло сохранить поэтическую традицию русской поэзии «Золотого» и «Серебряного» века, русскую культуру, позволило в конечном итоге ликвидировать антинародный режим. Авторская песня сохраняет нравственные идеалы и моральные ценности общества. Ее неоценимый вклад в развитие отечественной культуры еще только предстоит определить. 
 В условиях современных реалий российского социума песни бардов способствуют дальнейшему развитию традиций отечественной поэзии и музыки. Изменившиеся условия жизни способствовали и изменению авторской песни, как ее составляющей части. Сближение ее с современной эстрадой привнесло в песню ряд как положительных, так и отрицательных моментов. Мы пришли к выводу, что специфика авторской песни – не в исполнении произведений под гитару, не в ее любительском характере, а в особой продуманности текстов и особой, отличной от других видов, музыки, в определенном способе подачи исполнителя. Этим определяются воспитательные возможности бардовской песни.Бардовская песня активно используется в современном педагогическом процессе. Нами проанализирован опыт С.Е. Дубова по изучению музыки бардов на уроках литературы в средней школе.На основании анализа, а также школьных программ Д. Кабалевского и В.Алеева нами были разработаны планы-конспекты занятий на уроках бардовской песни, которые мы применили в школе №29 г. Орла.В целом наблюдения за детьми показали, что восприятие старшеклассниками бардовской музыки на проведённых в школе уроках позволяет нам говорить о том, что авторская песня глубоко проникает в души и сознание учащихся. Они с удовольствием слушают и исполняют бардовскую песню, с интересом прослеживают жизненный путь известных авторов. В их сознание проникает мысль, что барды всего добивались сквозь труд и тяжелые испытания, прежде чем добиться успеха. Дети чувствуют и понимают, что такие песни не могут быть написано бездушно: они выстраданы и пережиты самими авторами – исполнителями.
Категория: Собственное творчество | Добавил: rusya-p (10.07.2008) | Автор: Руслан E W
Просмотров: 2960
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


    Свадьбы в Орле

    d.freeze

Наш опрос

Как вы оказались на нашем сайте?
Всего ответов: 5

Статистика


Всего на сайте: 1
Гостей: 1
Зарегестрированных пользователей: 0